Геометрия сантехники
В последнее время в эстетике сантехнических форм наблюдаются две прямо противоположные тенденции: с одной стороны, мы видим возрождение интереса к романтике угловатого минимализма, а с другой - пробуждение чувств к приятной эротике округлостей.
Причём в этих подходах к искусственному и естественному не наблюдается последующей конвергенции, а, напротив, предлагаемые формы, стремятся к крайностям экспресий.
Поскольку ванная комната всегда была помещением искусственного происхождения, то сознательно созидаемые формы здесь всегда преобладали над естественными. Сознательность их происхождения в их геометрической правильности, где скругление прямых углов обычно понималось как функциональная необходимость. Тем более, не совсем понятно, почему именно идеальность и разумность, в данном случае мы имеем в виду только формы, стали главенствовать там, где должна преимущественно господствовать чувственность?
Примерно десять лет назад, в начале века, когда в интерьерах домов и квартир на пике популярности была мода на «последний стиль человечества» - минимализм, в ванной комнате уже увлекались холодноватыми абстракциями этих сугубо геометрических построений.
И хотя, по общему признанию, упрощенные формы сантехнического минимализма как-то простовато и даже брутально смотрелись в присутствии волнующих пропорций обнаженного человеческого тела, тогда, на заре осознания интерьера как среды обитания, было простительно и даже понятно следование за всеми этими модными перегибами. Тогда казалось, что в плане интерьера разум действительно всесилен. И его тяготение к идеальности и есть утоление жажды абсолютного удобства.
Но очень скоро на практике выяснилось, что евклидовы представления об идеальных геометрических формах, как наиболее удобных способах освоения окололежащего пространства, что было характерно для древних греков, в нашей жизни, особенно в современной ванной комнате, не приемлемы и даже чужды для ощущений.
Компании-производители стали активнее привлекать к разработке сантехнического оборудования талантливых дизайнеров и архитекторов. И они, как люди с творческой жилкой, сразу же ощутили пустоту пробела, который всякий раз возникал между идеальным и удобным.
Сначала появились всевозможные ретроспекции, как попытка воспоминания первородного греха. Потом даже самые смелые фантазии стали соревноваться с природой в возможности создания естественных форм, при которых любые прямые линии становились анахронизмом.
Да, это было именно соревнование с природой в плане фантазийности, хотя оно и маскировалось под приемы подражания природе. Но разум и тут не хотел уступать первенства. Он создавал формы, настолько причудливые, что природе за ними было уже не угнаться.
В итоге в ванной комнате появлялось оборудование настолько изощренных форм, что искусственность его происхождения тоже не вызывала сомнений.
Исходя из эмоций нам бы тоже хотелось говорить исключительно о формах управления водой, которые в наибольшей степени приближены к природным образцам. И таких форм сейчас уже немало.
«Женские» округлости ванн, раковин и унитазов у DURAVIT (www.duravit.com), смесители, напоминающие по форме изгиб женской руки или «рогатку» срезанной ветки у AXOR (pro.hansgrohe-int.com), все эти переключатели струй с легкого дождика до тропического ливня в современных душевых кабинах - конечно же, ростки нового и неосознанного формата отношений нашего сознания к пространству, которое преобразуется ради нашего удобства.
Возможно, тенденция эта и обладает заманчивой перспективой. Но она не одна в современной сантехнической действительности. И долг наш не просто как бытописателей становления ванных комнат в определенный исторический промежуток времени, но, прежде всего, как ваших практических советчиков, дорогие читатели журнала, рисовать картины действительности не одной краской, а представить для выбора всю палитру возможностей. Так вот, теплящийся в глубинах подсознания «уголек» минимализма, как жар внутри погасшего костра, дает снова о себе знать на ветру времени.
Новая коллекция Grohtherm Cube - это геометрический минимализм и гармония, которые, по признанию, по заверению ее производителей, придадут ванной комнате выразительный характер и завершенность.
Эта серия оборудования кубических форм состоит из смесителей для всех точек водозабора, душевого оборудования, аксессуаров, смывных панелей, а также термостатов. Именно чистый минимализм новой коллекции завершает эстетическую гармонию современной ванной комнаты.
Эстетика, комфорт, безопасность и экологичность были подняты на следующую ступень комфорта в новом термостате, новейшем дополнении к серии изделий GROHE ( www.grohe.com). Изящная конструкция современного термостата и четкие пропорции квадратных эргономических рычагов должны сразу привлекать к себе внимание.
Ярким элементом также является сверхширокий излив-водопад для наполнения ванны. Термостаты для ванны и душа могут быть дополнены специальной полочкой, которую можно без труда установить и снимать во время уборки. Привлекательный и функциональный дизайн полочки предусматривает дополнительное удобное пространство для хранения геля для душа, шампуня и других душевых принадлежностей.
Кроме внешних термостатов для ванны и душа, в этой серии предлагаются также изделия с эргономическими квадратными рукоятками для скрытого монтажа. Новая душевая система, сочетающая в себе верхний душ, ручной душ и термостат, тоже тяготеет к нескрываемому кубизму.
Интересно, что эстетический акцент в новых дополнениях к коллекции делается именно на 100-процентной геометрии. Прием, согласитесь, не совсем оригинальный для эстетических интерпретаций пространства.
Сто лет назад в моде уже был и кубизм Дали и «квадрагизм» Малевича с «Черным квадратом». Чистая геометрия в очередной раз, уже на бытовом уровне, в повседневности пытается навязать эстетике свои представления об идеальности. И в этом нет ничего критичного. Мы просто сообщаем о факте, который требует осмысления.
Причем факт этот не единичен. К геометрической эстетизации современной ванной комнаты присоединяются и законодатели сантехнической моды. К примеру, возьмем новую коллекцию мебели для ванных комнат Legato от VILLEROY & ВОСН (www.villeroy-boch.com).
Как отмечают производители, непревзойденная функциональность и безукоризненный дизайн этой мебели великолепно подойдут ко всем коллекциям раковин, устанавливаемых на столешницу. Особо также подчеркивается, что при разработке дизайна этой коллекции компания сделала акцент именно на минимализме - сочетании элегантности и сложных деталей.
Тонкие плавные линии раковины создают ощущение невесомости и легкости, а благодаря светодиодному освещению, расположенному под столешницей, эффект невесомости визуально усиливается. Выдвижные ящики имеют врезные ручки, что зрительно подчеркивает единый, гармоничный стиль. Коллекция Legato предлагает два варианта тумб под раковину. Первый вариант - общей высотой 51 см с двумя выдвижными отделениями, одно из которых в два раза больше другого. Второй вариант имеет один выдвижной ящик, а общая высота тумбы составляет 34 см.
Дополнительным преимуществом является разнообразие выбора тумбы по ширине, доступные варианты: 45, 60 и 120 см. Выдвижные отделения снабжены доводчиками, что делает процесс эксплуатации простым и легким. Для большей устойчивости подвесные модули можно также дополнить ножками.
А порядок в ванной комнате легко поддерживать с помощью настенного шкафчика, который по размеру может быть средней высоты с двумя выдвижными ящиками и дверцей либо с двумя дверцами. В коллекции доступны шесть вариантов цветового оформления: глянцевый белый, глянцевый серый, матовый белый, цвет терра мат, графитовый дуб, а также цвет текстурированного вяза (Elm Impresso).
И хотя необычность и разнообразие цветов в данной коллекции мебели для ванной комнаты и пытаются смягчить остроту восприятия геометрических форм, строго математическая детализация выбора, которая ориентирует пользователя преимущественно в размерах, а не в образных решениях, также возвращает нас к сугубо геометрическому представлению о ванной комнате как функциональном пространстве.
Еще одним важнейшим следствием возрождающейся геометрии в современной ванной комнате может быть обязательный акцент на ее завершенность. Как только рядом с водой появляется оборудование с геометрически правильными линиями, которые якобы свидетельствуют о лаконичном и сдержанном дизайне, также следуют уверения потребителей в том, что появление таких форм свидетельствует о завершенности всех процессов преобразований в данном помещении, ибо абсолютная геометричность со всех точек зрения идеальна и требует уже дальнейшего совершенствования. И с такой точкой зрения невозможно не согласиться-то, что изначально делается идеальным, улучшению не подлежит!
Природные же формы, напротив, от видимой завершенности, не как процесса, а как состояния, убегают. Они допускают различные дальнейшие преобразования, которые позволяют с учетом опыта эксплуатации получать дополнительные удобства. Это вовсе не означает перманентности сантехнических преобразований. Мы говорим лишь о более широкой вариабельности этих форм, допускающих более широкое толкование бытовых удобств. И никоим образом не пытаемся противопоставить или объявить преимущественным тот или иной подход. Здесь выбор, конечно же, за пользователем!
Однако давайте вдумаемся в причины, казалось бы, столь неожиданного возвращения геометрических форм в ванные комнаты на фоне всевозрастающей любви к природе. Это ведь не случайный всплеск интереса и нежелания ради какой-то идеи повернуть хотя бы на время моду вспять. В подобном возвращении нет эстетических откровений.
Этот ремейк НОСИТ скорее практический характер. Просто прошло десятилетие , когда в ванной комнате в моде действительно были геометрические формы. И люди на пике той моды обустроили свои ванные комнаты именно той, модной в то время, геометрической сантехникой. Но время идет, и сантехнику тоже надо менять. Срок ее эксплуатации тоже подходит к концу.
А теперь поставьте себя на место человека, которому надо поменять устаревшую раковину, ванну или унитаз! Ведь вы же не поставите на их место нечто своеобразное, экстравагантное! Сантехника так устроена, что в своем использовании она сторонится абсолютной новизны.
С годами в сантехнике люди больше всего ценят узнаваемость. И свои привычки! Поэтому очередной цикл интереса к сантехнике геометрических форм мы тоже можем понимать не как стремление к исключительной новизне, а как желание очередного обновления. И мода тут продиктована не попыткой выделиться, а элементарной привычкой.
Подобная цикличность, вероятно, дает путевку в жизнь и многим другим обновляющимся сантехническим коллекциям, которые, подобно звездам на небосводе, предпочитают уже не буквенные названия, а цифровые нумерации. Да и зачем придумывать для современного пользователя сантехникой словесные кроссворды из новых названий?! Значительно проще их встраивать в числовые последовательности. Нумерации, они хотя и носят отвлеченный характер, лучше любых слов пробуждают ассоциативную память, что при выборе сантехники можно считать в числе основных приоритетов.
Заманчиво, конечно, соединить в эклектику тенденциозную сантехнику двух популярных ныне форм - геометрическую и природную, назовем их так для простоты понимания. Но эти эксперименты не всегда удачны: мир искусственный и мир естественный на данный момент - параллельные миры! И их сближение делает что-то одно из двух невесомым, а другое - слишком приземленным.
И пусть никого не радуют и не огорчают эти выводы: но природное сейчас слишком приземляется, хотя и обладает новизной перспективы, а геометрическое, хоть и возвышенно, но вторично. А через время они поменяются местами.
По материалам сайта: kvk-portal.ru
- Сантехник Бай
- о Сантехнике