Социология сантехники
Долгое время создание новых сантехнических форм было для нас тайной за семью печатями. Ну как, например, понять, если ты производитель, какой унитаз предпочтительнее сегодня выпускать: подвесной или напольный, с округлыми очертаниями или прямыми углами? Америку в данном случае открывать не надо. Просто изучайте потребительский спрос в рамках современной социологии!
Производители жалуются на привередливоcти потребителей. Дескать, подавай им то, не знаю что! Именитые дизайнеры за голову хватаются, душу на изнанку выворачивают, как тело в четвертом измерении, дабы придумать такую сантехническую форму для потребителя, которая бы гармонично и функционально совмещала к себе все современные пожелания и возможности, предъявляемые к сантехнической продукции. Но, к сожалению, не редко так получается, когда изучение потребительского спроса сторонится социологии, как практика теории в непростые периоды преобразования жизни.
Изучение потребительского спроса, к примеру, оперирует такими поверхностными категориями, как возраст, образование или материальный достаток потребителя. Конечно, это важная информация в плане продаж. Пожилые люди, мы знаем, пытаются сохранить классические представления о формах сантехники, люди более образованные склонны к модернизму в плане форм, а те, кто имеет деньги, предпочитают дополнительные функции основным, релакс просто гигиеническим процедурам.
Зная процентное отношение групп таких людей к основной массе потребителей, можно планировать и будущие изыскания, и будущее производство. Но такой подход - поверхностный подход. Он позволяет объединять потребителя в отдельные определенные группы, что очень полезно для производителя, но не позволяет фокусировать внимание на индивидуальных предпочтениях внутри этих групп, что сегодня очень важно для конкретного потребителя.
Создавая интерьер своей ванной комнаты, мне не обязательно и даже не нужно чувствовать себя принадлежащим к какой-то социальной группе, куда меня заталкивают в ходе того или иного исследования потребительского спроса. Напротив, я максимально хочу реализовать свои интерьерные фантазии, проявить свою индивидуальность.
Поэтому все посылы от производителя у меня как потребителя вызывают некоторое неприятие по причине возможной серийности. Да, л хочу сделать свою ванную комнату по некоторому образцу и подобию, но это подобие не может быть эквивалентом стандартности л серийности. Ножницы возможностей и пожеланий, индивидуальных предпочтении и групповых рефлексов, таким образом, являются сегодня наиважнейшей проблемой сантехнического производства.
Музыка и сантехника
А всё потому, что ремесло изучения потребительского спроса мы не хотим возводить в ранг искусства социологического исследования, обладающего в наши дни эффективными методиками и приемами, позволяющими смотреть на проблему производства шире и глубже. Теодор Адорно в своей знаменитой работе о социологии музыки удивительно тонко подметил эту важнейшую структурную связь между потребительским спросом, обозначаемым в данном случае социологией, и производством, обозначенным музыкой. Он изначально обращает внимание, как на важнейший принцип, на произвольность сближения этих двух достаточно далеких друг от друга понятий: социологии и музыки. Причем на место музыки, по разумению исследователя, предлагающего свою методику сближения крайностей, можно поставить любую производственную модель, создающую как материальные, так и духовные ценности. Мы, например, отношения между людьми пытаемся понять не с помощью музыки, а с помощью сантехники.
Более того, нас перестают интересовать детали, если суть информации не соответствует нашим потребностям, нашим ожиданиям, нашим убеждениям. Иначе говоря, при выборе сантехники, так же как в политике, музыке, изначально мы исходим из стилистического единства образа, а уже потом акцентируем внимание на деталях. Нам не нужны детали, которые будут разрушать единство нашего образа. Нельзя прийти к пониманию на уровне деталей. Сначала нужно понять, что человеку нужно в принципе, а уже потом говорить о деталях.
Снобы и дилетанты
Типов отношения к сантехнике не меньше, а может быть, и больше, чем типов отношения к музыке, которые исследовал Адорно. Где-то они совпадают, где-то отличаются. Спорным, например, может оказаться одинаково экспертный тип отношения к предмету. В музыке там понятно- там дилетантизм легко может привести к ложной интерпретации, к ассоциативным заблуждениям, если попытаться без помощи точных музыкальных терминов объяснить общими словами тайну джазовых иррегулярностей.
В сантехнике, особенно и области инсталляции, тоже существует своя узко специализированная, малопонятная терминология. И по большому счету именно инсталляции создают в современной ванной комнате музыку комфорта. Но углубление в эту сферу, где сегодня не совсем компетентно может чувствовать себя каждый сантехник, никоим образом не может повлиять на общее впечатление и на конкретику выбора. И если я начну вам рассказывать о длине и высоте трапов, от которых во многом зависит эффективность канализационных сливов, то это никак не скажется на выборе формы унитаза или раковины конечным потребителем. Иначе говоря, специалист, сантехник не можег помочь потребителю правильно выбрать сантехническую продукцию. Его технологические советы, несомненно, важны, но они эстетически и психологически не полноценны.
Мы не сомневаемся в том, что профессиональный подход к сантехнике, так же как и в музыке, существует. Однако тут нужно принимать и расчет саму суть сантехнического профессионализма. Эксперт в этой области с лучшим проявлением своих профессиональных качеств, конечно же, сопоставим с лучшим пользователем, каким считает себя каждый человек. Потому что профессионализм в сантехнике можно и нужно рассматривать как развитие навыков пользования. Ибо в сантехнике, как ни в какой другой предметной отрасли, пользование всегда будет учителем профессионализма, как эмоции пролегоменами мышления. Невозможно бесконечно повышать количество функций и упрощать управление сантехническим оборудованием!
Закономерность подобного противоречия имеет, не сомневаемся, и объективные причины. Но присутствует здесь и субъективный снобизм, когда профессионализм хочет быть первичнее здравого смысла, предшествовать чувствам. Это особенно заметно, когда функции перечисляются отдельно от удобства пользования, когда само пользование причисляется к функциям предмета. Это тоже издержки изучения потребительского спроса в отрыве от социологических исследований. Ибо принадлежность человека к обществу в целом несравнимо совершеннее в гуманитарном плане, чем принадлежность человека к определенной группе.
Водофилы и водофобы
Продолжая типологизировать отношение человека к сантехнике, мы непременно должны осознать разницу между необходимостью регулярного посещения ванной комнаты и свободой времяпрепровождения в ней. Да, обязательность посещения лог и помещения не сравнима с посещением концертного зала филармонии и даже не сравнима с постоянным музыкальным фоном в салоне автомобиля.
Но, оборудуя для себя ванную комнату, мы тоже должны понимать степень своего начетничества в плане отправления естественных надобностей и мытья рук. Одно дело, когда мы считаем это помещение недостойным нашего специфического каждодневною внимания, продолжая относиться к ванной комнате как к гигиенической необходимости, и совершенно другое дело, когда мы испытываем релаксацию от общения с водой. Пропаганда убеждена, что любoro человека, при грамотной аргументации, можно сделать активным сторонником водных процедур.
Но если не исключать из такой социологии психоанализ, то станет совершенно очевидно, что далеко не все люди относятся к воде как к обязательной радости. У них неприятие воды происходит на подсознательном уровне. Конечно, в таком неприятии и никто и никогда не признается, но для таких людей всякое сближение с водой выглядит как проблема. Конечно, такому человеку можно тоже навязать дополнительные опции в виде музыки или света при принятии душа, но эти опции никогда не станут для него желанными и необходимыми. Для него такие опции - просто выброшенные деньги!
Никто не проводил подобных социологических исследований. Но сети такие исследования провести, естественно, не задавая прямых и глупых вопросов типа: «Любите ли вы воду?»,- то их результат скорее бы озадачил производителей сантехники с их водным максимализмом. Примерно половина людей относится к воде не совсем так, как мы думаем. И это не абстрактное умозаключение.
Посмотрите на карту мира! Далеко не все крупные города тяготеют к океанам, морям и большим рекам. Что-то же заставляло наших предков строить свои жилища вдалеке от воды, хотя, как мы знаем, воды на земле больше, чем суши. Причины такого исторического исхода, ухода от воды могут быть разные. И не совсем связанные с водобоязнью.
При желании можно и в себе отыскать отзвуки этих филий и фобий. Вспомните, с каким настроением обычно вы принимаете водные процедуры! Это для вас радость или обязанность?
Но факт остается фактом: очень многие современные люди предпочитают общаться с водой исключительно в обязательном формате. Таких людей нет смысла призывать экономить воду. Они экономят воду по своему естеству. Они не нуждаются в дополнительных встречах с водой. И одно время, в рамках средневекового христианства, именно такие люди с предвзятым отношением к воде навязали другой половине христиан свою нелюбовь к воде виде всевозможных запретов на ку-панне. Чистый четверг перед Пасхой - что ведь тоже адепт подобного отношения к воде. И не нужно обвинять в подобных запретах исключительно церковь. Истоки веры нужно искать не только в метафизическом несовершенстве разума, но и в особенностях психологии человека, в том чис не и н ею отношении к омовению.
Мы же долгое время не замечали подобных особенностей. А может, это была просто месть забвения со стороны тех людей, кто боготворит общение с водой, и кому раньше с ней не позволялось встречаться под страхом отлучения от церкви? Во всяком случае мы должны понимать, без каких-нибудь параллелей и аналогий, что существуют люди с отличным от нас мировоззрением и отношением к воде. И нам невозможно таких людей переубедить, донести до них свою позицию. Но мы вынуждены пользоваться с ними одной ванной комнатой. Поэтому в отношении воды мы должны поступать, как они.Зеркально!
Как бы то ни было, но это дифференцированное отношение людей к воде и, соответственно, к сантехнике, как форме общения с водой в искусственном пространстве, дает нам возможность выстраивать перспективы других, более частных форм подобного общения. Но при этом производители сантехнической продукции, и тем более ее продвиженцы: продавцы и дизайнеры, должны изначально понимать, что и кому они предлагают. С одним покупателем лучше и продуктивнее вести разговор о преимуществах в рамках обязательных сантехническим программ, другому, напротив, надо рассказывать о новых возможностях новых функций, ему это будет интересно и приятно.
При такой дифференциации упомянутый нами ранее конфликт между расширением функции и простотой управления имеет абсолютно простое и логичное решение. Если вы выбираете избыток функциональности, значит вы больше обычного предполагаете общаться с водой. Простота же управления предполагает: каше общение с водой будет в рамках обязательного.
Вошлеты и унитазы
Мы слишком традиционны в отправлении своих естественных надобностей. Знаем только, что отправлять эти надобности можно с помощью придуманных европейцами унитазов. Но для этого есть еще и вошлеты. Это тоже унитаз, только японский, более комфортный для пользования. С дополнительными функциями биде и обогрева сидения, автоматическим и плавным открыванием крышки и прочим. Оборудование изобилует непривычными функциями, кардинально изменяющими уровень комфорта пользования. Но мы не променяем комфорт на традиции?!
По материалам KVK.
- Сантехник Бай
- о Технологии